Новости


 ФТС России              Арбитражный суд 

 

Новые правила оформления контрактов 

В современных условиях активного развития внешнеэкономических отношений, все больше и больше субъектов хозяйственной деятельности заключают долгосрочные сделки с иностранными контрагентами. Для того, чтобы максимально обезопасить себя и свой бизнес, четко установить правила совместной работы и необходим внешнеэкономический контракт.

Что же такое внешнеэкономический контракт? Это соглашение двух или более участников внешнеэкономической деятельности, направленное на установление, изменение или прекращение прав, или обязанностей.

Чем детальнее и подробнее контракт будет регламентировать различные аспекты совместной деятельности контрагентов, тем спокойнее и легче будет проходить работа, тем меньше конфликтов и непредвиденных ситуаций может возникнуть в будущем.

Итак, что же должен содержать в себе внешнеэкономический контракт?

Первая часть договора, его преамбула – содержит описание сторон договора, указывает кто, где и когда заключает данный договор.

Далее в контракте необходимо указать предмет договора – собственно то, по поводу чего возникают права и обязанности сторон договора, на что они направлены. 

         Цена договора, сроки его исполнения, порядок оплаты, права и обязанности контрагентов, условия об ответственности и порядке разрешения споров – все эти моменты также должны быть обязательно отражены во внешнеэкономическом контракте.

В целях упрощения  внешнеэкономической деятельности Международной торговой палатой разработаны и опубликованы  международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера ("INCOTERMS"),  Ссылаясь на термины Инкотермс в условиях поставки можно четко определить права и обязанности сторон, установить  момент перехода рисков.  Важно, чтобы в тексте внешнеэкономического контракта было указано, какая редакция используется в данном договоре. 

Правила Incoterms (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров. Incoterms ® (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC). Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.

Правила Инкотермс не заменяют внешнеторговый контракт, а только позволяют значительно сократить и упростить его. Унифицированные условия не регламентируют переход права собственности на товарную партию, не указывают стоимость единицы продукции или способы оплаты. Они лишь фиксируют распределение между сторонами сделки купли-продажи обязательств и финансовых расходов, таких как: оплата перевозки, разгрузки товарной партии, таможенное оформление, уплата налогов и пошлин, страховка, а также передача рисков в случае потери и возможных повреждений продукции.

В новых правилах Инкотермс ожидались большие изменения по сравнению с предыдущими версиями (исключение некоторых терминов, унификация по видам транспорта и т.д.), однако эти ожидания не оправдались.

Ни одного термина не было удалено или добавлено в новой редакции. Лишь один базис поставки сменил своё название: DAT переименован в DPU. При этом переименование носит скорее технический характер. Как и в предыдущей версии некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам и не стали универсальными.

Изменилось одно из самых распространённых базисов поставки (FCA), теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в короткие сроки выполнить условия аккредитива.

Также нововведения коснулись условий CIP, размер страховой суммы возрос и должен превышать 110 процентов от стоимости страхуемой товарной партии.

В новой редакции также даны разъяснения по поводу таможенного оформления продукции на границе и введено новое понятие «безопасность транспорта».

Как продавцу, так и покупателю в новой редакции Правил разрешено пользоваться для перевозки своим собственным транспортом, а не заключать договор с третьим лицом, передавая эту услугу на аутсорсинг.

В Инкотермс 2020 существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.

   Юристы нашей компании обладают большим опытом в сфере составления внешнеэкономических контрактов, дадут подробную консультацию по содержанию контракта, помогут выбрать наиболее выгодный для Вас базис поставки. 

21 апреля 2020 года Верховным Судом РФ утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики. В Обзоре ВС РФ остановился в том числе и на некоторых вопросах, касающихся применения процессуального законодательства.

В частности, ВС РФ разъяснил, что невозможность рассмотрения дела в связи с введением мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19), может являться основанием для отложения судебного разбирательства.

Кроме того, при необходимости суд вправе приостановить производство по делу, если лица, участвующие в деле, лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами.

Сложность рассмотрения дела в условиях распространения COVID-19 также может являться основанием для продления срока рассмотрения дела.

Однако вопрос о необходимости отложения разбирательства дела, приостановлении производства по делу, продлении срока рассмотрения дела должен решаться судом самостоятельно применительно к каждому конкретному делу.

Верховный Суд РФ кроме того, обратил внимание, что указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239 в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. Поэтому, нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день (вопрос 2 Обзора);

- сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными ограничительными мерами (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством (вопрос 4 Обзора).

14 апреля 2020 года вступили в силу специальные правила проведения в 2020 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ был установлен запрет на проведение в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, за исключением проверок в связи с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновением ЧС природного и техногенного характера.

Соответствующее положение включили в ст. 26.2 Закона N 294-ФЗ о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Одновременно Правительству РФ было предоставлено право установить особенности осуществления в 2020 году видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Закона N 294-ФЗ.

Такие особенности отражены в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 438 (вступило в силу 14 апреля 2020 года).

Установлено, что в 2020 году в отношении СМП, а также других юрлиц и ИП, ими не являющихся, внеплановые проверки (ВПП) могут проводиться только по следующим основаниям:

а) проверка фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) проверка по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) проверка при получении разрешений, свидетельств согласно ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

д) проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Что касается плановых проверок, то они будут проводиться только в отношении не являющихся субъектами МСП юридических лиц и ИП:

- деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений,

- в отношении юрлиц и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Перечисленные выше особенности не распространяются на проведение налогового и валютного контроля.

Проверки будут проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Выезд проверяющих допускается лишь в двух случаях:

1) выезд согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения внеплановых проверок:

- основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан,
возникновение ЧС природного и техногенного характера;

- назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

2) возможность выезда предусмотрена поручением Президента РФ, поручением Правительства РФ, требованием прокурора, на основании которых проводится проверка.

Предусмотрено, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 года в соответствии с поручением Правительства РФ, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 17 апреля 2020г., за исключением проверок, которые могут проводиться в 2020 году.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРОВЕРКИ.

Всё вышесказанное не применяется к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами.
Для них Постановлением Правительства предусмотрены следующие особенности.

Так, в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по следующим основаниям:

1. Проверка, назначаемая при подаче заявления лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

2. Проверка по поручению таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основанию необходимости проверки достоверности сведений, представленных проверяемым лицом таможенному органу, проводящему выездную таможенную проверку, у лиц, связанных с таким проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, если такие лица созданы или зарегистрированы в соответствии с законодательством другого государства-члена и по основанию наличия информации, свидетельствующей о возможном нарушении требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

3. Внеплановая выездная таможенная проверка, основанием для которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ранее назначенные выездные таможенные проверки подлежат приостановлению в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением выездных таможенных проверок, назначенных по основаниям, предусмотренным в п. 1,2,3 исключений.

Евразийская экономическая комиссия принимает ряд мер, цель которых – оперативное реагирование на распространение коронавирусной инфекции COVID-19. Принимаемые решения помогают стабилизировать экономическую ситуацию в ЕАЭС, имеют важное значение для населения стран Союза.

Кроме того, правительства государств ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия продолжают работать над новыми совместными мерами по предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции, содействию экономическому развитию в условиях пандемии.

16 апреля опубликовано Распоряжение Евразийского межправительственного совета 10 апреля 2020 года № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19»Меры разработаны Комиссией для обеспечения эффективного функционирования Евразийского экономического союза, поддержания макроэкономической стабильности, создания условий для дальнейшего экономического роста. Они помогут правительствам стран ЕАЭС в разработке и реализации мер по локализации распространения коронавируса, защите здоровья людей, минимизации последствий для бизнеса, сохранению занятости населения, обеспечению устойчивости финансовой системы.

8 апреля опубликованы Решения Совета ЕЭК от 3 апреля 2020 г. из «второго пакета» мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19: Решение № 33 О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров критического импорта; Решение № 34 О внесении изменений в перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами – членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV и Решение № 36 О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-nCov.

Совет ЕЭК утвердил перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин при импорте в государства-члены Евразийского экономического союза на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень указанных товаров вошли отдельные сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозерный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания), а также отдельные готовые лекарственные средства и товары медицинского назначения (эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки).

Помимо этого, расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, пленки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

Также упрощен на временной основе действующий порядок предоставления сертификатов происхождения формы «А», выдаваемых развивающимися и наименее развитыми странами. Принятое Решение позволит на протяжении 6 месяцев использовать бумажную или электронную копию сертификатов и не представлять при таможенном декларировании их оригиналы. Данные изменения вступят в силу с 18 апреля 2020 г. и будут действовать по 30 сентября 2020 г.

2 апреля опубликованы Решения Коллегии ЕЭК от 31 марта 2020 г. из «второго пакета» мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19: решение № 42 О внесении изменений в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта и решение № 43 О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Данными решениями устанавливается временный запрет на вывоз из стран Евразийского экономического союза отдельных видов продовольственных товаров. Среди них – репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки, дробленые и недробленые соевые бобы, семена подсолнечника. Решение Коллегии ЕЭК вступит в силу 12 апреля 2020 г. и будет действовать по 30 июня 2020 г. Введение запрета позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки.

30 марта опубликовано принятое на внеочередном заседании Совета ЕЭК 25 марта 2020 г. распоряжение № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19» о совместных и скоординированных действиях стран ЕАЭС по широкому кругу вопросов при реализации таких мер.

В частности, стороны договорились обмениваться информацией и проводить оперативные консультации по предпринимаемым действиям и принимаемым национальным нормативным правовым актам в целях реагирования на распространение коронавирусной инфекции, координировать на постоянной основе деятельность национальных уполномоченных органов в сфере здравоохранение и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Правительствам союзных государств поручено проработать вопросы оказания взаимной помощи, в том числе гуманитарной, адресных коммерческих поставок друг другу в случае возникновения дефицита товаров. По оперативным вопросам поставок товаров первой необходимости будут определены должностные лица, наделенные полномочиями по принятию соответствующих решений.

Решения, связанные с мерами реагирования на распространение коронавирусной инфекции (в сферах таможенно-тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, осуществления транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного контроля, технического регулирования и трудовой миграции), будут обсуждаться во внеочередном порядке и вступать в силу в 10-дневный срок с даты их публикации на сайте ЕЭК. Дополнительно достигнута договоренность о том, какие меры будут приняты для ускорения принятия и подписания важных документов Комиссии и их вступления в силу.

26 марта опубликовано принятое Коллегией ЕЭК 24 марта 2020 г. решение № 41 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Введен временный запрет на вывоз из ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения и материалов. В числе таких товаров – вата, марля, бинты, маски, полумаски, маски-респираторы, респираторы, фильтры для средств индивидуальной защиты органов дыхания, защитные очки, дезинфицирующие средства, бахилы, отдельные виды одежды и принадлежностей к одежде, перчатки.

Решение вступило в силу 5 апреля 2020 г. и будет действовать по 30 сентября 2020 г.

26 марта опубликовано принятое на заседании Совета ЕЭК 16 марта 2020 г. решение № 21 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами – членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV».

Решение предусматривает освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории ЕАЭС. Решение распространяется, прежде всего, на средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды медицинского оборудования и материалов. Ввоз с освобождением от уплаты ввозной пошлины осуществляется на основании подтверждения их целевого назначения национальными уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

Решение распространяется на медицинские товары, ввозимые (ввезенные) в Союз в период с 16 марта 2020 г. и будет действовать по 30 сентября 2020 г.

 

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2020 г. N 47 "Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования"

Решено продлить по 30 сентября 2020 г. следующие сроки, которые связаны с ввозом ТС для личного пользования и истекают в период с 1 марта по 30 сентября 2020 г.:

- срок временного ввоза;

- срок декларирования временно ввезенных ТС для их вывоза;

- срок, в течение которого ТС, помещенные под процедуру СТЗ на территории СЭЗ, пределы которых полностью совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, могут быть временно вывезены с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без завершения действия процедуры СТЗ.

Сроки продлеваются автоматически без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г.

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2020 г. N 54 "О внесении изменений в структуру и формат декларации на товары и транзитной декларации"

Коллегия ЕЭК обновила реквизитный состав структуры декларации на товары и транзитной декларации.

Решение вступает в силу с 1 октября 2020 г.

Ссылка на судебное решение Предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне о признании корректировки таможенной стоимости незаконной.
В ходе судебного разбирательства Таможенный орган обжалованное решение отменил в порядке ведомственного контроля.
Фактически, таможня должна была признать иск, поскольку решение было отменено уже после обращения предпринимателя в суд и это само по себе свидетельствует об обоснованности требований предпринимателя и о незаконности действий по корректировке таможенной стоимости.
При этом, до обращения Предпринимателя в суд таможенный орган не принимал никаких действий по оценке законности вынесенного решения и не отменил бы его, поскольку заявление в суд было направлено в последний день срока обжалования решения о корректировке.
Суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя по причине отсутствия спора о праве в момент вынесения решения суда.
Мы обратились в суд с заявлением о взыскании судебных расходов. Поскольку судом в иске было отказано, суд не посчитал законным удовлетворить потраченные на судебное обжалование денежные средства заявителя. В последнем заседании таможня заявила суду о том, что о каких еще судебных расходах может идти речь, если в иске Предпринимателю отказано.
С судом первой инстанции не согласился 15 Арбитражный апелляционный суд, который отменил определение суда об отказе во взыскании судебных расходов и разрешил вопрос по существу.
Апелляционное определение мотивировано тем, что право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги. В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. От иска предприниматель не отказывался.
Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
После обращения Предпринимателя в суд Краснодарская таможня приняла решение об отмене оспариваемого решения о корректировке. Указанные обстоятельства отражены в решении суда первой инстанции. Таким образом, в рассматриваемом случае имело место добровольное удовлетворение таможней заявленного предпринимателем требования после обращения предпринимателя с этим требованием в суд.
Доказательств обратного таможней не представлено и доводов, опровергающих добровольное удовлетворение требований предпринимателя, таможней не приводится. Применительно к абзацу 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при наличии обстоятельств добровольного удовлетворения таможней заявленного предпринимателем требования после обращения предпринимателя в суд, судебные расходы подлежат отнесению на таможню, несмотря на принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционная инстанция вернула здравый смысл в итоги рассматриваемого спора, чему мы несказанно рады.
Приведенная практика в очередной раз подтверждает, что не бывает легких споров с таможенными органами, даже ситуация с взысканием судебных расходов потребовала участия вышестоящего суда.
 
6 июля 2020 года Правительством РФ принято постановление № 991, которым утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки, предусматривающее в том числе право перевозчика на одностороннее изменение условий такого договора, а также порядок и сроки возврата денежных средств, уплаченных за авиабилеты, вылеты по которым не состоялись в связи с пандемией короновируса.
Действие постановления распространяется на договоры воздушной перевозки, с подлежащие исполнению:
-с Китайской Народной Республикой –с 1 февраля 2020 года;
-внутренним воздушным перевозками и иным международным направлениям – с  18 марта 2020 года, заключенным до 1 мая 2020 года.
Положение не распространяется на чартерные рейсы!
Итак, в случае возникновения (или угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности перевозчик вправе:
- в одностороннем порядке изменить условия приобретенного вами авиабилета – изменить дату, время и маршрут (например прямой на рейс с пересадкой или поменять пункт назначения на ближайший к первоначальному);
- отменить рейс и возвратить пассажиру уплаченные за билет деньги.
При этом, перевозчик обязан принять внесенную пассажиром провозную плату для оплаты  билетов по другому маршруту (в случае, если первоначально оплаченной суммы недостаточно – пассажир доплачивает необходимые средства) или оплаты дополнительных услуг перевозчика.
Это право для пассажира сохраняется в течение 3 (трех) лет  с даты отправления рейса, указанного в первоначальном билете.
            По сути, речь идет о так называемом «ваучере» или «сертификате» (хотя эти термины не используются в Постановлении Правительства) , которые дает пассажиру в течение трех лет со дня первоначального рейса использовать уплаченные для ранее деньги для приобретения авиабилеты по иному маршруту либо в другую дату.   
О своем намерении воспользоваться такой возможностью пассажир уведомляет перевозчика любым доступным способом – через сайт перевозчика, почтой, лично.
Если пассажир не воспользовался ваучером в течение трех лет с даты отправления его рейса, ему вернут деньги.
Инвалиды I и II группы, а также лица их сопровождающие, ветераны ВОВ, многодетные семьи вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в авиабилете.